Методы и средства инженерии программного обеспечения


Анализ системы знаний у ИТ–специалистов - часть 2


С другой стороны информационные системы тоже изменились, они стали значительно сложнее, объем требуемых знаний для построения и использования настолько возрос, что потребовалась значительная специализация ИТ-специалистов для обеспечения достижения необходимых результатов. Как правило, большинство систем требует эффективной работы большого коллектива высококвалифицированных специалистов.

Таким образом, ИТ-специалисты должны знать основополагающие принципы и системные подходы к решению вопросов разработки, внедрения и вывода информационных систем из эксплуатации, управления требованиями [9], рисками, качеством и конфигурацией [13], интеграцией информации/компонентов [11], тестированием и метрическим анализом готовых систем [13]. ИТ-специалисты должны  уметь эффективно работать в команде разработчиков, выбирать адекватные задачам процессы и технологии. Для распределенных проектов особые требования предъявляются к навыкам невербальной коммуникации.

ИТ-специалисты,  занимающие руководящие должности, должны знать общие методы, стандарты ЖЦ ПО и качества, инструменты проектирования компьютерных  систем [5–12], а также инфраструктуру организации-разработчика (оборудование, связи, интерфейсы и т.п.), уровни зрелости  организации (коллектива) в соответствии с моделью CMM (Capability Maturity Model [29, 30]), базовые понятия программной инженерии SWEBOK [4] и другие действующие отечественные и международные стандарты.

Ключевыми дисциплинами получения знаний студентов на современных факультетах информатики, ориентированных на разработку ПО, являются: программирование и языки программирования, как формальные математические объекты, дискретная математика Кнута, основы математической логики, введение в формальную семантику Хоара, теория алгоритмов и основы построения ЯП. Получаемый такой базис знаний способствует формированию математического мышления и формального подхода к процессам разработки ПО.

С точки зрения когнитивной психологии требуется не только преподавание этих дисциплин, но и применение теоретических знаний на практике.Например, проведение силами студентов разработки некоторого прототипа проекта с использованием идей объектно-ориентированного или компонентного проектирования с повторным использованием готовых объектов и компонентов согласно ЖЦ создания программного продукта. Прототип может быть собран из готовых компонентов и на нем отработаны функции, определенные в требованиях к системе. При реализации долговременного проекта, в процессе разработки могут быть определены стандарты на компоненты, модели качества, новые методы проверки надежности компонентов, а также подходы к определению уровня зрелости по  модели СММ, соответствующей оценки деятельности разработчиков этого проекта. Таким образом, в процессе обучения студентами приобретаются не только теоретические знания, но и умение их использовать при выполнении различных ролей в группе разработчиков ПО, создании отдельных версий проекта, проведении их качественного анализа и оценки  заданных в требованиях показателей качества.





- Начало -  - Назад -  - Вперед -