Методы и средства инженерии программного обеспечения

Словарь терминов программной инженерии


Абстракция – способность отделять существенное от второстепенного, видеть идею,  которая определяет реализацию.

Абстрактная архитектура – декомпозированная структура задач домена на подсистемы или иерархию подсистем, на каждом уровне которой фиксируются выделенные параметры и ограничения, определяющие  варианты состава выделенных подсистем.

Агрегация – объединение ряда понятий в новое понятие  (отношение типа "часть–целое"), общие признаки которого  могут быть суммой признаков компонентов или существенно новыми признаками

Актеры –  действующие лица, для которых создается система.

Анализ требований – отображения  функций  системы и ее ограничений в модели предметной области.

Артефакт – любой продукт деятельности специалистов по разработке ПО.

Архитектура программной системы – определение системы в терминах вычислительных подсистем и интерфейсов между ними, отображающая  правила декомпозиции проблемы..

Ассоциация – наиболее общее и существенное отношение, которое утверждает наличие  связи между понятиями без уточнения   их содержания   и размеров.

Белого  ящика метод –  исследование внутренний структуры  программы в целях  выявления ошибок путем исчерпывающего тестирования всех путей и   потоков   передач управления.

Валидация – проверка  соответствия разработки программной   системы требованиям  заказчика.                                 

Верификация – проверка правильности реализации системы заданным требованиям на каждом этапе жизненного цикла.

Взаимодействие объектов – связь между объектами через посылку сообщений друг другу.

Водопадная (каскадная)  модель – схема работ, в которой  каждая из  работ выполняется один раз и в том порядке, который указан  в модели жизненного цикла.



Гарантия  качества программного обеспечения –  действия на каждом этапе  жизненного цикла по проверке и подтверждении достигаемого  качества соответственно   стандартам  и   процедурам.

Дефект – это  ошибочное событие в результате  неверного описания   спецификаций требований, исходных  или проектных спецификаций, документации и т.п.


Диаграмма – графическое представление  моделирования системы с помощью классов,  сценариев, состояний и т.п.

Динамическое

тестирование
– выполнение программ для обнаружения ошибок, установления  их  причины  и устранения.

Домен предметной области – спектр задач проблемной области, которые допускают похожие приемы их решения.

Жизненный цикл системы (ЖЦ) – непрерывный процесс, который начинается с момента принятия решения о необходимости ее создания и заканчивается в момент ее полного изъятия из эксплуатации.

Задача системы

– описание способа (технологии) достижения цели, содержащее указание на цель с  конкретными числовыми (в том числе временными) характеристиками.

Имитационное моделирование – моделирование поведения системы в различных аспектах и в разных внешних и внутренних условиях с анализом динамических характеристик и  анализом распределения ресурсов

Инженерия – применение научных результатов и дисциплины управления программированием задач в целях получения  пользы от свойств продуктов,  способов взаимосвязи и выполнения.

Инженерия качества – процесс управления предоставлением продуктам программного обеспечения    свойств качества (надежность,  сопровождаемость и т.п.).

Инженерия требований – сбор, анализ, оформление условий и ограничений на разработку системы в виде спецификации,  согласованной как заказчиком, так и  исполнителем.

Интенсивность отказов ­–  это частота появления отказов или дефектов в программной системе при ее  тестировании или эксплуатации.

Инспекция кода – формальная проверка описания, используемых типов и структур данных в проекте системы на их соответствие требованиям.

Информационная модель повторно используемых компонентов (ПИК) – модель, с помощью которой  отображается информационный (поисковый)  образ ПИК в каталоге.

Информационная система – система, которая  проводит сбор, обработку, сохранение и производство информации с использованием автоматических процессоров и людей.

Информационное обеспечение – набор средств для предоставления информации пользователям о  содержании и условиях ее применения.



Интерфейсные  объекты – связка (стыковка) программ, представленная  в виде описания передаваемых через сообщения параметров для выполнения.

Интерфейсные  объекты – связка (стыковка) программ, представленная  в виде описания передаваемых через сообщения параметров для выполнения.

Инцидент – абстрактное событие,  влияющее на изменение  состояния объекта.

Каркас (фрейм) – разновидность абстрактной архитектуры для определения выделенных в структуре компонентов.

Качество программного обеспечения – совокупность свойств, которое определяют пригодность  программного обеспечения удовлетворить заказчика в соответствии  его требований к разработке.

Компонент – тип, класс, проектное решение, документация или иной продукт программной инженерии приспособленный для практического использования.

Компонентная разработка – конструирование программного обеспечения путем композиции готовых компонентов, сохраняемых в каталогах.

Конкретизация –  добавление существенных признаков, благодаря чему содержание понятия расширяется, а объем понятия сужается.

Конечные пользователи системы – профессиональные лица, для потребностей которых заказывается компьютерная система.          

Конфигурация – вариант (версия) изготовленной  программной системы из отдельных экземпляров компонентов и  подсистем.

Концептуальное моделирование – процесс построения модели проблемы, ориентированной на ее понимание человеком.

Критерий – количественная или качественная характеристика состояния системы, позволяющая оценить степень достижения цели и сформулировать решающие правила выбора средств (способов, технологий) достижения цели.

Критерий эффективности – критерий, позволяющий оценить степень достижения цели с учетом произведенных затрат различных ресурсов.

Менеджмент – профессиональное управление коллективами работников (персоналом).

Метрика – количественная мера и шкалы  измерения характеристик программы.

Модель жизненного цикла – типичная схема последовательности работ на процессах разработки программного продукта.



Модель процессов – определенная последовательность действий, сопровождающая изменение состояния программного объектов.

Модель состояний – отображения динамики изменения состояния объекта класса, которое изменяют его поведение.

Модель качества – четырехуровневая структура, которая отображает характеристики, атрибуты, метрики и оценочные  элементы программного обеспечения.

Надежность программной системы – это способность системы сохранять свои свойства (безотказность, устойчивость и др.) в процессе  преобразования  исходных данных в результаты в  течение определенного промежутка времени при определенных условиях   эксплуатации.

Нефункциональные требования – требования, которое характеризуют организационные, исполнительские, операционные аспекты работы программной системы в среде реализации.

Наследование – конкретизация в подклассе отдельных свойств для использования другими объектами  суперкласса.

Отладка – проверка программы на наличие в ней ошибок и  их устранение без внесения новых.

Отказ –  переход программы  из работающего состояния в неработающее в связи с ошибками или дефектами в ней.       

Обобщение – сужения истинных признаков понятия для  расширения свойств  охваченных этим  понятием объектов.

Ошибка  – недостатки в операторах программы или в  технологическом процессе  ее разработки,  которые приводят к  неправильной  интерпретации  исходной  информации и  к неверному решению.

Объекты управления  (по Джекобсону) – это функции преобразования объектов интерфейса в объекты сущности, часто отображают алгоритмы обработки данных в системе.

Объект–сущности  (по Джекобсону) – долго живучие объекты, которые отвечают   реальным предметам мира и сохраняют  свое состояние после выполнения сценария.

Объектно–ориентированная модель – структура из совокупности объектов, которые  взаимодействуют между собою, обладают  свойствами   и поведением.

Онтология – совокупность элементарных понятий, терминологии и парадигмы их интерпретации в среде  проблемы, которую требуется разработать.



Оценочный элемент метрики

– количественная или качественная мера для оценка соответствующего показателя  с учетом его веса в системе оценки качества.

Оценивание качества – действия, направленные на определение степени удовлетворения программного обеспечения требованиям, соответствующим его предназначению.

Пакет – программная структура с общим механизмом организации элементов (объектов, классов) в группы, начиная от  системы (стереотип "система") и к ее подсистемам различного уровня детализации.

Переносимость системы – возможность изменять сервис системы (ОС, связи, ,  сетевые коммуникации, данные СУБД и т.п.) путем  настройки модулей на новые условия среды или платформы.

План тестирования – описание стратегии,  ресурсов и график тестирования отдельных компонентов и системы в целом.

Поведение домена –  переход элементов домена из состояния к состоянию во времени.

Повторное использование – использование в качестве готовой порции любых формализованных знаний, полученных при реализации  программных систем.

Повторно используемый компонент (ПИК) – фрагмент знаний о минувшем опыте программирования системы, представленный так, чтобы его можно использовать не только его разработчиками, но и пользователями после соответствующей   адаптации к новой среде.

Прикладная система – продукт программной инженерии, предназначенный для выполнения конкретных задач  конечного пользователя.

Прецедент (класс) определяет набор экземпляров прецедента, где каждый экземпляр – это последовательность действий, выполняемых системой, которая выдает наблюдаемый результат, ценный для конкретного субъекта.

Прецедент (экземпляр) – последовательность действий, выполняемых системой, которая выдает  результат, ценный для конкретного субъекта.

Принципы – базовые концепции, лежащие в основе всей области программирования.

Приложение – область применения, в которых принципы и практика находят свое наилучшее выражение.

Программная инженерия – система методов, средств и дисциплины планирования, разработки, эксплуатации и сопровождения программного обеспечения, способного к массовому воспроизводству.



Процесс приобретения – действия, которые инициируют определенный  цикл анализа  для  определения  покупателем программной системы или сервиса.

Процесс разработки – действия разработчика по инженерии требований, проектированию, кодирование и тестированию программного продукта

Процесс сдачи – действия по передаче разработанного продукта покупателю.

Процесс эксплуатации – действия по обслуживанию системы пользователем.

Процесс сопровождения – действия по управлению модификациями и  поддержкой системы в актуальном состоянии при выполнении функций системы или  изъятие системы из употребления.

Проектирование – преобразования требований  в последовательность проектных решений и их в архитектуру из программных компонентов.

Проектирование концептуальное – уточнение понимания и согласование деталей требований к системе.

Проектирование архитектурное – определение структурных особенностей строящейся системы.

Проектирование техническое – отображение требований среды функционирования и разработки системы путем  определения всех конструктивных элементов и их композиций.

Проектирование детальное – определение подробностей реализации функций для заданной среды и связей  между соответствующими  компонентами системы.

Реализация программной системы  – преобразования проектных решений в работающую  систему (синонимы: кодирование, конструирование) .

Родовые знания – знания относительно всех задач семейства домена, которые  представляются  в виде, пригодном для обеспечения решения любой задачи,  относящейся  к данному семейству.

Сертификация программного продукта – процесс для установления соответствия программной продукции (процесса или услуг)  конкретному стандарту или техническим условиям со специальным знаком или свидетельством.

Семейство прикладных систем – множество прикладных систем с общими функциональными  свойствами и управлением.

Связь (Relationship) – поименованная ассоциация между двумя сущностями, значимая для рассматриваемой предметной области.

Спецификация – описание алгоритма,  правил,  ограничений действий  объектов с учетом стандартов, критериев качества и др.



Спиральная модель ЖЦ – модель процессов в жизненном цикле разработки системы, позволяющей  возвращаться к любому предыдущему процессу  с целью переработки элементов сделанного продукта.

Событие  – явление,  которое провоцирует смену определенного состояния и переход к другому состоянию  в системе.

Состояние (домена, системы, объекту и тому подобных) – фиксация определенных свойств на определенный момент или интервал времени.

Статическое тестирование – анализ и рассмотрение спецификаций компонентов на правильность представления без их выполнения на компьютере.

Стереотип – указатель категории элемента моделирования UML.

Сопровождение –  работы по внесению изменений в программную систему после того, как она  передана пользователю  для эксплуатации.

Структура системы – множество элементов и отношений между ними.

Субъект (экземпляр) – кто–то или что–то, вне системы, что взаимодействует с системой.

Сущность (Entity) – реальный либо воображаемый объект, имеющий существенное значение для рассматриваемой предметной области, информация о котором подлежит хранению.

Сценарий

конкретная последовательность действий, которая иллюстрирует поведение и выполнение  экземпляра прецедента.

Тест – некоторая программа, предназначенная для проверки  правильности ее работы и выявления в ней ошибочных ситуаций.

Тестовые данные – данные, которые готовятся  на основе документов программы или   спецификаций для проверки работы программной  системы.

Тестирование – способ семантической отладки (проверки) программы, который состоит в выполнении последовательности различных контрольных наборов тестов и сверка с   известным результатом.

Требование – соглашение или договор между заказчиком и исполнителем системы относительно ее  работы.

Унаследованная система – существующая действующая система, созданная за любыми и  методами  и технологиями для  поддержки некоторых  процессов бизнеса.

Управление качеством – комплекс  способов и системной  деятельности по планированию, управлению и оценке   качества программного  обеспечения.



Упрятывание информации –  принятие решения о том, что следует сообщить всем о программе, а что оставить при себе – не показывать.

Фасад – механизм доступа к тем свойствам системы компонентов, которые необходимы при  реинженерии с точка зрения пользователя  системы. 

Функция – содержание  действий, выполнение которых возлагается на элемент системы при заданных требованиях, условиях и ограничениях.          

Функциональные требования – требования, которые определяют цели и функции системы и принципы их выполнения на компьютере.

Функциональная полнота – атрибут, показывающий степень достаточности основных функций для решения специальных задач соответственно назначению программного обеспечения.

Функциональная структура – структура, элементами которой являются функции, реализуемые подразделениями предприятия, а отношениями – связи, обеспечивающие передачу предметов труда.

Характеристики качества – функциональность (functionality), надежность (realibility), удобство (usability),  эффективность (efficiency),  сопровождаемость (maitainnability), переносимость (portability) и тому подобное.

Черного ящика метод –  тестирование реализованных  функций  путем проверки соответствия  реального поведения функций с ожидаемым поведением исходя из  спецификаций требований.

Экземпляризация – зависимость между параметризованным абстрактным классом–шаблоном (template) и реальным классом через определение параметров   шаблона.

Эксплуатация   – действия по выполнению готовой программной системы.

UML (Unified Modeling Language) – диаграммный способ (язык) для спецификации, визуализации, конструирования и документирования  продуктов на процессах ЖЦ.


Содержание раздела