Объектно-ориентированное проектирование с примерами

Архитектура клиент-сервер


Хотя данный раздел и не является подробным обзором архитектуры клиент-сервер, некоторые замечания по этой теме необходимо сделать, так как они напрямую относятся к выбору архитектурных решений для нашей системы.

Что можно отнести к категории клиент-сервер, а что нет, до сих пор является предметом жарких дискуссий [Также как и вопрос о том, что можно считать объектно-ориентированным, а что - нет]. В нашем случае будет достаточно определения решений на базе клиент-сервер как "децентрализованной архитектуры, позволяющей конечным пользователям получать гарантированный доступ к информации в разнородной аппаратной и программной среде. Приложения клиент-сервер сочетают пользовательский графический интерфейс клиента с реляционной базой данных, расположенной на сервере" [2]. Структура таких приложений подразумевает возможность совместной работы пользователей; при этом ответственность за выполнение тех или иных функций ложится на различные, независимые друг от друга элементы открытой распределенной среды. Берсон далее утверждает, что приложение клиент-сервер обычно можно разделить на четыре компонента:
  <
 
Один из основных вопросов при проектировании архитектуры системы состоит в оптимальном распределении узлов обработки в сети. Принятие решений здесь усложняется тем, что инструменты и стандарты для архитектур клиент-сервер обновляются с ошеломляющей быстротой. Архитектор должен разобраться, например, с POSIX (Portable Operating System Interface, интерфейс переносимых операционных систем), OSI (Open Systems Interconnection, связь открытых систем), CORBA (Common Object Request Broker, единый брокер объектных запросов), объектно-ориентированным расширением языка SQL (SQL3), и рядом специальных решений фирм-поставщиков типа OLE (Object Linking and Embedding, связывание и внедрение объектов) фирмы Microsoft [Именно по этой причине хорошие архитекторы информационных систем получают либо громадные деньги за свое мастерство, либо - массу удовольствия от самого процесса сборки многих разрозненных технологий в одно согласованное целое].

Но на архитектурные решения оказывает влияние не только обилие стандартов. Имеют значение и такие вопросы, как защита данных, производительность системы и ее объем. Берсон предлагает архитектору несколько основных правил проектирования приложении клиент-сервер:



    Компонент логики представления обычно устанавливается там же, где и терминал ввода-вывода, то есть на компьютере конечного пользователя.

    Учитывая возросшую мощность рабочих станций, а также тот факт, что логика представления установлена на машине клиента, имеет смысл там же разместить и некоторую часть бизнес-логики.

    Если механизмы обращения к базе данных связаны с бизнес-логикой, и если клиенты поддерживают некоторое взаимодействие низкого уровня и квазистатические данные, то механизмы обращения к базе данных можно также разместить на стороне клиента.

    Принимая во внимание тот факт, что сетевые пользователи обычно организованы в рабочие группы, и что рабочая группа совместно использует базу данных, фрагменты бизнес-логики и механизмов обращения к базе данных, которые являются общими, и сама СУБД должны находиться на сервере [4].



    Если нам удастся выбрать верные архитектурные решения и успешно реализовать их тактические детали, модель клиент-сервер даст системе целый ряд преимуществ. Берсон особо выделяет, что архитектура клиент-сервер:


      Позволяет более эффективно использовать новые компьютерные технологии автоматизации.

      Позволяет перенести обработку данных ближе к клиенту, что снижает загрузку сети и уменьшает продолжительность транзакций.



      Облегчает использование графических интерфейсов пользователя, которые стали доступны на мощных современных рабочих станциях.

      Облегчает переход к открытым системам [5]. Надо выделить, однако, следующие моменты риска:

      Если значительная часть логики приложения окажется вынесенной на сервер, то последний может стать узким местом системы, замедляющим работу пользователей (как это часто бывало при использовании мэйнфреймов в архитектуре хозяин-раб).

      Распределенные приложения... сложнее нераспределенных [6].

      Мы уменьшим этот риск, используя объектно-ориентированный подход к разработке.



      Теперь вернемся к нашему примеру и рассмотрим более внимательно класс Product. Для этого класса мы определяем следующий набор операций:


        construct

        setDescription

        setQuantity

        setLocation

        setSupplier

        productID

        description

        quantity

        location

        supplier

        Эти операции являются общими для всех видов товаров. Однако, анализ частных случаев показывает, что есть продукты, для которых эти характеристики недостаточны. С учетом того, что проектируемая система является открытой, а виды товаров могут быть самыми различными, приведем несколько примеров специфических товаров и их свойств:


          Скоропортящиеся продукты, требующие определенного режима хранения.

          Едкие и токсичные химические вещества, также требующие специального обращения.

          Комплектные товары, которые поставляются в определенных сочетаниях (например, радиопередатчики и приемники) и поэтому взаимозависимы.

          Высокотехнологичные компоненты, поставки которых ограничиваются законодательством стран-экспортеров.

          Перечисленные примеры наводят на мысль о необходимости создания некоторой иерархии классов товаров. Однако, перечисленные свойства настолько различны, что не образуют никакой иерархии. В данной ситуации более целесообразно воспользоваться примесями, что иллюстрирует и рис. 10-7. Обратим внимание на использование в этой диаграмме украшений ограничения, уточняющих семантику каждой абстракции.

          Каков смысл наследования для абстракций, отражающих сущности реляционной базы данных? Очень большой: построение иерархии наследования сопровождается вычленением общих признаков поведения и отображением их в структуре суперклассов. Эти суперклассы будут ответственны за реализацию общего поведения для всех объектов, за исключением тех подклассов, которые уточняют это поведение (через промежуточный суперкласс) или расширяют его (через суперкласс-примесь). Такой подход не только упрощает построение системы, но и повышает устойчивость к вносимым изменениям за счет сокращения избыточности и локализации общих структур и поведения.
           


          Рис. 10-7. Классы товаров.


          Содержание раздела