Объектно-ориентированное проектирование с примерами

Генераторы приложений


При создании приложений типа системы складского учета необходимо произвести множество экранных форм и отчетов. Для больших систем эта работа не столько сложна, сколько велика по объему и однообразна. По этой причине сегодня весьма популярны генераторы приложений на основе языков четвертого поколения (4GL). Использование этих языков не противоречит идеям объектно-ориентированного проектирования. Напротив, 4GL-языки позволяют при правильном применении существенно упростить написание кода.

Языки четвертого поколения используются для генерации экранных форм и отчетов. На основании спецификаций они создают исполняемый код форм и отчетов. Мы интегрируем этот код в нашу систему, "оборачивая" его вручную тонким объектно-ориентированным слоем. Таким образом код, сгенерированный 4GL, становится частью структуры классов, которую остальные части приложения могут использовать, не обращая внимание на то, как она была создана.

Такой подход позволяет нам воспользоваться преимуществами 4GL, сохраняя иллюзию полностью объектно-ориентированной архитектуры. Кроме того, языки четвертого поколения сами подвергаются сильному влиянию технологии объект-но-ориентированного программирования и включают в себя прикладные интер-фейсы (API) для объектно-ориентированных языков типа C++.

Такую же стратегию можно использовать и при реализации диалога пользователя с системой. Написание программ для модального и немодального диалога скучно, поскольку мы должны охватить массу мелких деталей. Лучше не писать такой код вручную [Можно получать удовольствие и от самого процесса написания объектно-ориентированных программ, но гораздо важнее сосредоточиться на требованиях поставленной задачи. Это означает, что нужно избегать написания нового кода, где только возможно. Генераторы приложений и GUI-конструкторы очень способствуют этому. Среды разработки, которые мы описывали в главе 9, предоставляют еще один важный пример такого рода], а использовать GUI-конструкторы, позволяющие "рисовать окна диалога.
После получения готового кода мы заворачиваем его в объектную оболочку, включаем в наше приложение и получаем систему с четким разделением обязанностей.

10.4. Сопровождение

Системы клиент/сервер редко бывают окончательно завершенными. Не то чтоб мы никогда не могли сказать про систему, что она уже стабильна. Просто систем должна развиваться вместе с бизнесом, чтобы оставаться полезной.

Можно указать некоторые направления модернизации, которые вероятны для системы складского учета:



    Предоставить возможность клиентам работать с системой по каналам связи.

    Автоматически генерировать индивидуальные каталоги товаров для потребительских групп или даже отдельных клиентов.

    Полностью автоматизировать все функции, устранив кладовщиков и большую часть работающих на приеме и отгрузке.

    Анализ показывает, что все перечисленные модификации связаны скорее с со циалъным и политическим риском, чем с техническим. Гибкая объектно-ориентированная архитектура системы позволяет заказчику использовать все степени свободы, чтобы адаптироваться к постоянно меняющемуся рынку.

    Дополнительная литература

    Об архитектуре клиент/сервер написано больше, чем большинство смертных способно прочесть за всю жизнь. Две наиболее полезные ссылки - это Девайр (Dewire) [H 1992] и Берсон (Berson) [H 1992], которые предложили исчерпывающие и хорошо читаемые обзоры по всему спектру проблем технологии клиент/сервер. Блум (Bloom) [H 1993] дал короткое, но интересное перечисление базовых понятий и проблем архитектуры клиент/сервер.

    Децентрализация - это не то же самое, что вычисления в архитектуре клиент/сервер, хотя она и предусматривает вычисления в архитектуре клиент/сервер в корпоративных информационно-управляющих системах. Все мотивировки за и против децентрализации можно найти в работе Гвенджерича (Guengerich) [H 1992].

    Исчерпывающее обсуждение технологии реляционных баз данных можно найти у Дэйта (Date) [Е 1981,1983,1986]. Вдобавок к этому, Дэйт (Date) [E 1987] предложил описание стандарта SQL.


    Разные подходы к анализу данных могут быть найдены у Вериярда (Veryard) [В 1984], Хавришкевича (Hawryszkiewycz) [Е 1984) и Росса (Ross) [F 1987).

    Объектно-ориентированные базы данных представляют собой сплав обычной технологии баз данных и объектной модели. Отчеты о работе в этой области можно найти у Кэттла (Cattle) (Е 1991], Атвуда (Atwood) [Е 1991], Дэвиса и др. (Davis et al.) [H 1983], Кима и Лочовского (Kim and Lochovsky) [H 1989], Здоника и Майера (Zdonik and Maier) [E 1990].

    В библиографии приведены несколько ссылок на различные оконные системы и объектно-ориентированные интерфейсы пользователя. Подробности о Microsoft Windows API можно найти в Windows [G 1992], а относительно Apple МасАрр - в Масарр [G 1992].








    Содержание раздела